Сведения о Беларуси - Государственное устройство

Категория: Беларусь

 

Государственное устройство

Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Действует Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

Глава государства – Президент Республики Беларусь. Представительным и законодательным органом является парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящее из двух палат – Палаты представителей (110) депутатов и Совета Республики (64 члена). Исполнительная власть – Совет Министров Республики Беларусь во главе с Премьер-министром.

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляет Конституционный суд Республики Беларусь.

 

                                                         Парламент  
Парламент   Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.

Парламент состоит из двух палат  Палаты представителей и Совета Республики.

Состав Палаты представителей  110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

                                                               Правительство 
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство  Совет Министров Республики Беларусь  центральный орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

  • осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу; 
    подписывает постановления Правительства;
  • в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев; 
  • информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
  • выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. 

Правительство Республики Беларусь:

  • руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
  • разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации; 
  • разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
  •  обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда; 
  • принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью; 
  • обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента; 
  • отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления; 
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента. 

Судебная власть


Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. 

 

Государственные символы 

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней  красного цвета шириной в 2/3 и нижней  зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага.  Отношение ширины флага к его длине  1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. 
(см. также РСТ Беларуси 911-91)

При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета.
 
 
                                       Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики БеларусьГосударственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь.

 

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой размещенный в серебряном поле зеленый контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова «Рэспубліка Беларусь». (Закон Республики Беларусь "О государственных символах Республики Беларусь", 5 июля 2004 г. № 301-З) 

 

Государственный гимн Республики Беларусь

В соответствии со статьей 19 Конституции Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами ее государственного суверенитета.

Президентом Республики Беларусь была поставлена задача создания гимна новой, независимой Беларуси. В качестве Государственного гимна Республики Беларусь Президент страны утвердил произведение на музыку Н. Соколовского и слова М. Климковича, В. Коризны.

Слушать гимн
 

В новом Государственном гимне Республики Беларусь сохранена музыка Н. Соколовского, которая символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа, пользуется популярностью и уважением у представителей разных поколений граждан страны и по своим художественным качествам соответствует всем требованиям, предъявляемым к творческим произведениям.

Из предложенных вариантов текстов гимна на музыку Н. Соколовского комиссия и общественность отдали предпочтение стихотворению М. Климковича и В. Каризны. Сохраняя соответствие мелодичным и ритмичному особенностям музыки Н. Соколовского, это поэтическое произведение в то же время отражает новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивает патриотизм и трудолюбие ее граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей, живущих в нашей стране.

Этим же Указом Глава государства утвердил Положение о Государственном гимне Республики Беларусь, которое определяет статус гимна, условия и правила его выполнения и использования.

Утверждением Государственного гимна завершился процесс формирования государственной символики Республики Беларусь. 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

      

 
Copyright 2011 Государственное устройство - Страница 3. Powered by Joomla templates. All Rights Reserved.