Гольшанский замок (+легенда)

Павел Стефан Сапега, изгнавший из своих владений протестантов-кальвинистов, пригласил в Гольшаны католический орден францисканцев и построил дляних монастырь и костёл, торжественно освящённый 6 августа 1618 года во имя Иоанна Крестителя. Сапега сделал костёлу и монастырю богатые подарки: украшенную жемчугом ризу, бочку рейнского вина, камень воска и колокол, на котором приказал выбить надпись: «Павел Сапега, владелец Гольшан, подканцлер Великого княжества Литовского».

 

Простое и монументальное здание костёла с фигурным щитом фронтона характерно для раннего борокко, ещё не забывшего жёсткие черты готики и ренессанса. Отсутствие купола придаёт храму оттенок средневековой суровости и величественной мрачности. Орган в костёле не сохранился, но во время службы звучит столетняя фисгормония – инструмент намного более скромный, чем орган, но похожий по принципу действия и звучанию.

Цветные лучи из высоких витражных окон выхватывают из полумрака трёхнефной базилики выразительные лики святых. Немногочисленные образа посвящены традиционно почитаемым в Беларуси Ченстоховской Чёрной Мадонне, Остробрамской Божей Матери. Реалистична и эмоциональна выполненная в человеческий рост статуя святого Франциска Ассизиского. Рядом с основателем ордена – его святые последователи – францисканцы: священник Максимилиан Кольбе, погибший в борьбе с фашизмом; Антоний Подуанский с ребёнком на руках - он считается покровителем детей.

Кроме изображений святых, был в костёле и светский памятник – мраморное надгробие («очень пышное, наподобие алтаря», по свидетельству современников) с фигурами Павла Стефана Сапеги и трёх его жён – Халевской, Вессели и Гославской. Четвёртая, Данилович, пережила мужа и сама его похоронила. По традиции тех времён Сапега изображён в позе «спящего рыцаря», в боевых доспехах, символизирующих шляхетскую доблесть, а его жёны – в тяжёлых, почти монашеских одеждах, с молитвенниками в руках, что соответствовало идеалу смиренной христианки. Сами захоронения Сапег нескольких поколений находилось в крипте – родовой усыпальнице под костёлом. В смутное послевоенное время костёл был закрыт, крипта разграблена. Надгробие Сапег, уже повреждённое, в конце семидесятых годов было перевезено в Музей древнебелорусской культуры, находящейся в Минске.

Чудом сохранились в костёле фрески восемнадцатого века-герб Сапегв боковом нефе и грандиозная роспись в алтарной части, изображающая сцену крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем, во имя которого освящён храм. Достойна изумления иллюзорная живопись неведомого художника: аркады и колоннады, мастерски нарисованные на совершенно плоской стене, создают полное впечатление полукруглой апсиды.

На втором ярусе алтаря изображён Иоанн Евангелист, в окружении ангелов пишущий своё боговдохновенное произведение. Третий ярус – Иллюзорное подкупольное пространство.

Двухэтажное здание монастыря пристроено к боковой стене костёла в виде буквы «П», образуя замкнутый внутренний дворик-клуатр. Галерея первого этажа соединяла кухню, пекарню, кладовую, восковню и трапезную. Наверху были кельи и библиотека, достаточно богатая по тому времени.

После присоединения Беларуси к Российской империи монастырь францисканцев был закрыт, а костёл из монастырского превращён в приходской и постепенно ветшал. «И как костёл совершенно ветхий, наверху его стропилы и балки вовсе почти сгнили, стены покрылись плесенью и в следствие трещин протекают, то даже опасно, дабы во время схода прихожан на моление стены и фундаменты когда-либо не обрушились и от сегоне произошла катастрофа».

Катастрофа не произошла . Сейчас костёл возвращён верующим, в нём ведутся службы и продолжается реставрация.

 

История с привидением относится к 1618 году, когда Сапега приказал достроить к костелу монастырь для ордена Св. Франциска. В Гольшанах существует легенда, что когда Павел Сапега принял это решение, он нанял строителей, которые возвели три стены, а четвертая все время разваливалась. Это вызвало гнев князя, т.к. вскоре должны были приехать монахи. И тогда каменщики поклялись, что первую женщину, которая принесет еду на стройку, они замуруют в эту треклятую стену. На наш взгляд, этот абсолютно дикарский поступок, который никак не соответствует христианским принципам, свидетельствует о существовании в Беларуси даже в ХVIII веке самых ужасающих остатков язычества в форме человеческого жертвоприношения. Первой обед принесла жена молодого каменщика, который чуть раньше побежал в костел молиться, чтобы его семью миновал сей ужас, но... Девушка была замурована, стена не обвалилась, и в монастыре зазвучали песнопения францисканцев. Почти до последнего времени ученые относились к легенде скептически, а сейчас не знают, что и говорить.

Прошло время, костел и монастырь возвращаются к жизни, сейчас в костеле вновь поют монахи, идет служба. Кстати, костел ХVI-ХVIII вв. знаменит своими уникальными перспективными росписями, на которые стоит посмотреть. Дошло дело и до реставрации бывшего монастыря. Во время очистных работ под каменными стенами ХVIII века нашли человеческие кости. Старики говорили, что это останки той загубленной мученицы, что во избежание беды их надо вернуть назад, но кости неизвестного (или неизвестной) закопали около кладбища, а после зимы, когда снег растаял, место так и не сумели отыскать, чтобы провести богослужение...

Именно тогда в монастыре возникли так называемые аномальные явления: людей, которые проводят здесь ночь, одолевают страшные галлюцинации, днем начинается грохот по окнам, гаснет или включается сам по себе свет. Но самое страшное в том, что старые каменные стены, простоявшие несколько веков, снова стали давать трещины и серьезно угрожают разрушением. Что это за странные явления и связаны ли они с прошлым? Вопросы, на которые нет ответов.

Именно гольшанские легенды вдохновили известного писателя Владимира Короткевича написать "Черный замок Ольшанский". 

 

 

 

Copyright 2011 Гольшанский замок (+легенда). Powered by Joomla templates. All Rights Reserved.